В 1986 г. Невское ПКБ получило лицензионную испанскую систему 3D-моделирования FORAN. Приобрело ее тогдашнее министерство судостроения СССР, предполагая, что систему удастся сделать отраслевым стандартом. В то время Невское ПКБ приступало к проекту атомного авианосца пр. 11437 (“Ульяновск”), который планировалось строить, конечно, в Николаеве. На Черноморском судостроительном заводе решили отказаться от натурного плаза и надеялись построить плазово-технологическую подготовку производства на основе математической 3D-модели. Достижение нового уровня конструкторско-технологической подготовки производства должно было позволить внедрить блочную сборку корпуса из блоков в 1000-1300 тонн каждый и собирать блоки со скоростью блок в месяц. Дело, получается, было за малым: Невское ПКБ должно было создать 3D-модель. Возглавил работу 11 отдел под руководством Александра Оскаровича Виглина. В тогдашнем 11 отделе была создана бригада по 3D-моделированию, а в 18 отделе - бригада по заданию данных для модели и получению данных для передачи на завод. Впервые появился у нас тогда и графопостроитель. Графических дисплеев не было. Поэтому данные задавались в цифровом виде, набивались, обсчитывались, а для проверки осуществлялась визуализация путем вычерчивания. Сразу выяснилось, что FORAN не годится для такого большого корабля, да и содержит встроенные характеристики корпусов сухогрузов и танкеров, поэтому обводы получаются симметричные и характерные для этих судов. Конечно, о спонсонах, трамплине и обтекателях разработчики программы в Испании и не задумывались. Кроме того, FORAN не формировал принятые у нас документы типа плазовой книги и т.п. Пришлось специалистам Невского ПКБ, вступив в альянс с ЦНИИ ТС (нынешний ЦТСС), написать свои программы генерации поверхности и формирования выходных документов. Весной 1987 г. все было готово, и к осени была сформирована 3D-модель, вычерчен масштабный плаз. Модель была рассмотрена заводом, и ее качество было признано хорошим. На этой основе с заводом была достигнута договоренность по формату передаваемых данных и началась работа. Это был первый в СССР опыт такого рода и сразу такого масштаба. На основе модели строились заготовки чертежей корпуса, а развертки листов передавались по каналу связи на завод вместе с элементами масштабного плаза. Завод организовал технологический процесс на основе полученных данных и в разы сократил не только сроки проведения плазово-технологической подготовки производства, но и количество персонала, участвующего в работе. Выяснилось, что всего 17 специалистов справляются с корпусом корабля такого размера. Позднее, когда испанским разработчикам рассказали о том, что сумели сделать с помощью их системы, они никак не могли поверить! Следующий авианосец в FORAN, и то наполовину, сумели сформировать англичане в двухтысячных годах («Quenn Elizabeth») и это уже был FORAN совсем другого поколения.
А в конце 80-х, используя нашу модель, завод стал собирать на предстапельной площадке по блоку в месяц и сумел к лету 1991 г. сформировать корпус авианосца на стапеле, а спонсоны и трамплин были уже на предстапельной площадке. Эта модель до сих пор остается 3D-моделью самого большого в истории российского судостроения объекта. Невское ПКБ приобрело ценный опыт и в 1990 г. осуществило еще два пионерских для того времени проекта. Для проекта 11435 должна была быть срочно спроектирована и построена понтон-проставка. Сооружение большое, но не сложное. Для нее также была разработана 3D-модель, а из модели были сделаны уже не заготовки, а РКД. Это было первое в СССР плавучее сооружение, спроектированное целиком в 3D и построенное по чертежам, полностью полученным из модели. Тут впервые были применены графические АРМ на основе полученной американской машины VAX и французского программного обеспечения Anvil. В том же 1990 г. были выполнены срочные работы по моделированию и разработке РКД для изготовления обтекателя для трамплина 11435.
В 1990 г. у нас появились персональные ПК, и было принято решение перейти к их использованию для 3D-моделирования.
Немного истории использования методов 3D-моделирования. Появление персональных компьютеров в корне изменило ситуацию. Если раньше было специализированное подразделение в составе 11 отдела, и работа конструкторского состава заключалась в выдаче данных, то персональная техника перевернула вопрос. Главным стало массовое обучение и организация взаимодействия конструкторов. Было принято решение оснастить техникой всех, всех обучить и организовать работу над моделью с тем, чтобы модель была источником РКД, а со временем и “подлинником” информации.Решение этих задач заняло длительное время и потребовало больших вложений, на реальные результаты удалось выйти лишь к концу века.
И процесс, наконец, пошел: