главные конструкторы в годы войны

Дикович Леонид Владимирович

Дикович Леонид Владимирович (05.05.1903 г., г. Одесса – 16.04.1976 г., г. Одесса). Инженер-кораблестроитель, главный конструктор I ст. (1950). Окончил Одесский политехнический институт (1927). К.т.н. (1964). С 1927 – инженер-конструктор КБ Балтийского завода, с 1931 – инженер-конструктор, с 1932 по 1938 г. – ст. инженер-конструктор, руководитель группы, с 1939 г. – зам. главного конструктора ЦКБС, ЦКБС-1, ЦКБ-17. Принимал участие в проектировании и обеспечении строительства тральщиков типа «Трал», крейсеров типа «Киров». С 1936 по 1937 г. – в командировке в Италии. С 1939г. – зам. начальника отдела, начальник отдела ЦКБ-4. Участвовал в обеспечении строительства линкоров типа «Советский Союз», в начале ВОВ – в переоборудовании землечерпалок в канонерские лодки Ладожской флотилии. С 1943 г. – начальник отдела, участник проектирования крейсера «Свердлов», с 1947 г. – гл. конструктор тяжелого крейсера «Сталинград». С 1950 г. – в ЦКБ-16: гл. конструктор, с 1953 – гл. инженер – зам. начальника бюро, гл. инженер – гл. конструктор; с 1955 по 1957 г. – начальник сектора ЦКБ-17. Награжден: Орден Ленина (1952г.), Орден Трудового Красного Знамени (1950г.).1

Бесполов Федот Евдокимович

Бесполов Федот Евдокимович (13.11.1895, г. Саратов – 1983, г. Ленинград). Специалист в области надводного кораблестроения, конструктор. Окончил Ленинградский политехнический институт (1930 г.). Кандидат технических наук (1956 г.).

С 1924 по 1926 г. – конструктор на Северной судостроительной верфи; инженер-конструктор, зав. большой корпусной мастерской им. А.А. Жданова. С 1929 по 1931 г. участвовал в проектировании и строительстве сторожевых кораблей типа «Ураган».

С 1931 г. – в ЦКБС-1; руководитель группы, начальник корпусного отдела, зам. главного конструктора, главный конструктор тяжелого крейсера пр.69 типа «Кронштадт», пр.24 перспективного линейного корабля.

С 1948 г. – начальник отдела перспективного проектирования в ЦКБ-Л. С 1951 по 1976 г. – в ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова: главный конструктор.

Награжден: орден «Трудового Красного Знамени», Орден «Красной Звезды», Орден «Отечественной войны II ст.»(1945 г.,1950 г.). Лауреат Сталинской премии (1942 г.) За разработку проектов боевых надводных кораблей.

Исанин Николай Никитич

Исанин Николай Никитич (22.04.1904, г. Москва – 01.03.1990, г. Ленинград (Санкт-Петербург). Конструктор подводных лодок и надводных кораблей, главный конструктор I степени ряда ракетных подводных лодок. Герой Социалистического Труда (1963 г., 1974 г.). Окончил ЛКИ (1935г.). Доктор технических наук (1963 г.). С 13 лет работал посыльным, слесарем, агентом отдела здравоохранения. С 1934 г. – в ЦКБС-1: конструктор, начальник корпусного отдела, зам. главного конструктора крейсера «Киров». В 1938 г. командирован в Италию для изучения опыта проектирования крейсеров. С 1939 г. – зам. Главного конструктора крейсера «Чапаев».

С 1940г. – в ЦКБ-32 (ОАО «Балтсудопроект»): главный инженер, зам. начальника бюро, с 1942г. – начальник филиала ЦКБ-32 на заводе №640. Под его руководством впервые в СССР организовано массовое строительство боевых катеров.

С 1963г. – в СКБ-143 (СПМБМ «Малахит»): начальник и главный конструктор, с 1974г. – главный конструктор, научный руководитель. Председатель Центрального Правления НТО им. акад. А.Н. Крылова. Член ряда научных советов Президиума Академии наук СССР, Президиума Межведомственной аттестационной комиссии. Председатель межведомственного координационного Совета АН СССР в Ленинграде. Награжден: Орден «Ленина» (1963 г., 1974 г.), Орден «Октябрьской Революции» (1981г.), Орден «Трудового Красного Знамени» (1954 г., 1984 г.). Лауреат Сталинской премии (1942г.) За разработку проектов боевых надводных кораблей, Лезщждл90зю-хэ=ънинской премии (1959 г.). Его именем названо судно контроля физических полей Северного флота, бюст установлен в Парке Победы в Санкт-Петербурге.

Кузьмин Иван Илларионович

Кузьмин Иван Илларионович (30.01.1911, с. Малое Ходящево, Казанской губернии – 27.05.1994, г. Санкт-Петербург). Инженер-конструктор, главный конструктор III степени (1967). Окончил ЛКИ (1938). С 1930 по 1931 работал на заводе им. А.М.Горького, в г. Зеленодольске: судосборщиком.

С 1937 по 1938 – в КБ Балтийского завода: конструктор, старший конструктор, начальник секции.

С 1939 по 1943 в ЦКБ-4, с 1943 по 1946 – ЦКБС-4. До начала Великой Отечественной войны участвовал в обеспечении строительства линкоров типа «Советский Союз». Во время эвакуации бюро в г. Казань, участвовал в зенитном довооружении кораблей ВМФ, ликвидации их боевых повреждений и в перспективном проектировании.

С 1946 работал в ЦКБ-50: начальник сектора, отдела, главный конструктор по корпусу, зам. главного конструктора, главный конструктор малых и больших десантных кораблей.

С 1963 по 1975 – в ЦКБ-17 (Невское ПКБ): главный конструктор больших десантных кораблей типа «Воронежский комсомолец». Обеспечил их создание и серийное строительство (14 ед.). Награжден: Лауреат Государственной премии СССР (1969г.) - за создание большого десантного корабля пр.1171 «Воронежский комсомолец».

Киселев Николай Александрович

Киселев Николай Александрович (30.12.1911 (12.01.1912), г. Санкт-Петербург – 22.05.1979, г. Ленинград). Инженер-кораблестроитель. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт (1934г.). Крупный специалист в области военного кораблестроения: главный конструктор II степени: надводных кораблей и подводных лодок.

С 1934г. в ЦКБС-1, ЦКБ-17: конструктор, ст. конструктор (1938 г.), зам. начальника группы (1939г.), начальник группы корпусного отдела, начальник филиала бюро на заводе №199 в г. Комсомольске-на-Амуре, зам. главного конструктора проекта 26 бис (1942 г.).

Принимал активное участие в проектировании, обеспечении строительства, испытаний и сдачи ВМФ первых советских легких крейсеров (КРЛ) типов «Киров» и «М. Горький» (пр. 26 и 26бис) для БФ и ЧФ (1938-1941 г.). В начале Великой Отечественной войны, возглавил группу конструкторов бюро при выполнении в Ленинграде и Кронштадте аварийно-восстановительного ремонта КРЛ «М. Горький (после его подрыва на мине), что обеспечило участие этого корабля с августа 1941г. в героической обороне Ленинграда. С осени 1941г. руководил бригадой авторского надзора и технической помощи (затем - филиалом бюро на заводе № 199) при строительстве, испытаниях и сдаче ВМФ КРЛ «Калинин» (1942 г.) и «Л. Каганович» (1944 г.) типа «М. Горький» с усиленным зенитным вооружением для ТОФ.

Награжден: Сталинская премия (1951г.) - за создание легкого крейсера «Чапаев» пр.68К.

Маринич Аркадий Васильевич

Маринич Аркадий Васильевич (18.12.1909, с. Орликовка Черниговской губернии (обл.) – 23.07.1989, г. Ленинград (Санкт-Петербург). Инженер-кораблестроитель, главный конструктор II степени. Герой Социалистического труда (1977 г.). Окончил ЛКИ (1938г.).

С 1929г. работал на судостроительном заводе им. А. Марти: чернорабочий, разметчик, бригадир разметчиков плаза, плановик корпусного цеха. С 1932 по 1933 г. – технолог разметочных работ на «Петрозаводе».

С 1938 г. – в КБ Балтийского завода: инженер-расчетчик, бригадир. С 1939 по 1945 г. – начальник секции ЦКБ-4, ЦКБС-4. До Великой Отечественной войны принимал участие в обеспечении начала строительства линкоров типа «Советский Союз». В эвакуации бюро (1941-1945 г.) в Казани участвовал в зенитном довооружении и перспективном проектировании кораблей ВМФ.

Награжден: Орден «Ленина» (1970г., 1977г.), Орден «Трудового Красного Знамени» (1954 г.), Орден «Знак Почета» (1961г.). Лауреат Сталинской премии (1951 г.) - за отработку и внедрение сварных броневых конструкций.